ВЛИЯНИЕ НЕЙРОНАУКИ НА МЕТОДЫПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
DOI:
https://doi.org/10.55956/TXND7609Ключевые слова:
Искусственный интеллект, нейросети, изучение иностранных языков,, нейрообразование, персонализация, PickLang, нейропластичность, цифровое обучениеАннотация
В статье рассматриваются возможности интеграции нейронных сетей и технологий искусственного интеллекта (ИИ) в процесс обучения иностранным языкам. На основе современных достижений в области нейронаук и образовательных технологий анализируется, как ИИ-инструменты способствуют формированию лексической и грамматической компетенции за счёт персонализации контента, адаптации к индивидуальной траектории обучения и повышения эмоционального вовлечения. Обсуждаются ключевые понятия нейропластичности, синаптогенеза и консолидации памяти в контексте их практического применения в языковой образовательной среде. Особое внимание уделяется мобильным приложениям (например, PickLang) и нейросетевым системам (таким как Creative Reality Studio), позволяющим взаимодействовать с персонализированным визуальным и аудиоконтентом. Также подчёркивается роль нейросетей в преодолении нехватки квалифицированных преподавателей и обеспечении широкого доступа к качественному образованию. Помимо преимуществ, рассматриваются и риски, связанные с этикой и избыточной цифровизацией. Статья завершается рекомендациями по эффективному и ответственному использованию технологий ИИ в языковом образовании.
Библиографические ссылки
1. Shingareva M.Yu. Satisfaction of teachers and students with the implementation of digital educational resources for learning English / Dulaty University Bulletin, 2024, №1. PP.42-49
2. Brown, H. D. (2006). Principles of Language Learning and Teaching. Pearson Education. — PP. 113–125.
3. Cullen Brian. NeuroEFL: Incorporating the Findings of Neuroscience into EFL. Materials Between the Keys, 2013.
4. Pliatsikas, C. (2019). Understanding structural plasticity in the bilingual brain: The Dynamic Restructuring Model. Bilingualism: Language and Cognition, 23(2), PP. 459–471.
5. Tammy Gregersen, Sarah Mercer (2022). The Routledge Handbook of the Psychology of Language Learning and Teaching. Routledge. — PP. 198–205.
6. Immordino-Yang, M. H., & Damasio, A. (2007). We Feel, Therefore We Learn: The Relevance of Affective and Social Neuroscience to Education// Mind, Brain, and Education, 1(1),3-10 https://www.researchgate.net/publication/227624589_We_Feel_Therefore_We_Learn_The_Relevance_of_Affective_and_Social_Neuroscience_to_Education
7. Ebbinghaus, H. (1913). Memory: A Contribution to Experimental Psychology. New York: Teachers College, Columbia University. — PP. 71–84.
8. Lakhina V.V. (2020). Nejropsikhologicheskie aspekty izucheniya inostrannykh yazykov. [Neuropsychological Aspects of Foreign Language Learning] Inostrannye yazyki v shkole, №2, S. 3–8. [in Russian]
9. Kinzher Yu.K. (2025). Iskusstvennyy intellekt i obuchenie: novye gorizonty dlya pedagogiki. [Neuropsychological Aspects of Foreign Language Learning] MIR NAUKI, KULTURY, OBRAZOVANIYA, № 2 (111), 2025, S. 327–329. [in Russian]
10. Jacopo Vigna-Taglianti (2024). AI-Generated Images as a Teaching Tool in Foreign Language Acquisition // Technology and Language. Technologies in the Infosphere, 2024. 5(3). 85-105
11. Duolingo. (2023). How Duolingo uses AI to personalize learning. https://duolingoguides.com/how-duolingo-use-ai/
12. Kelly Curtis. The Brain Studies Boom: Using Neuroscience in ESL/EFL Teacher Training, 2017. 10.1007/978-3-319-51789-6_5.
13. Davidson Richard J., McEwen Bruce S. Social influences on neuroplasticity: stress and interventions to promote well-being. Nature Neuroscience. 15 (5): 689–695. (15 April 2012). doi:10.1038/nn.3093.
14. OECD Understanding the Brain: Towards a New Learning Science. OECD Editors, 2002.
15. Nurkova V.V. Pamyat'. Obshchaya psikhologiya [ Memory. General Psychology]: v 7 t. / pod red. B.S. Bratusya. T. 3. Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2006. S. 100. 318 s. ISBN 5-7695-2420-0. [in Russian]
16. Huttenlocher P.R., Dabholkar A.S. Regional differences in synaptogenesis in human cerebral cortex (Eng.). The Journal of Comparative Neurology (Eng.)Rus. journal, 1997. Vol. 387. № 2.P. 167—178.
