ВЛИЯНИЕ НЕЙРОНАУКИ НА МЕТОДЫПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

ВЛИЯНИЕ НЕЙРОНАУКИ НА МЕТОДЫПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.55956/TXND7609

Ключевые слова:

Искусственный интеллект, нейросети, изучение иностранных языков,, нейрообразование, персонализация, PickLang, нейропластичность, цифровое обучение

Аннотация

В статье рассматриваются возможности интеграции нейронных сетей и технологий искусственного интеллекта (ИИ) в процесс обучения иностранным языкам. На основе современных достижений в области нейронаук и образовательных технологий анализируется, как ИИ-инструменты способствуют формированию лексической и грамматической компетенции за счёт персонализации контента, адаптации к индивидуальной траектории обучения и повышения эмоционального вовлечения. Обсуждаются ключевые понятия нейропластичности, синаптогенеза и консолидации памяти в контексте их практического применения в языковой образовательной среде. Особое внимание уделяется мобильным приложениям (например, PickLang) и нейросетевым системам (таким как Creative Reality Studio), позволяющим взаимодействовать с персонализированным визуальным и аудиоконтентом. Также подчёркивается роль нейросетей в преодолении нехватки квалифицированных преподавателей и обеспечении широкого доступа к качественному образованию. Помимо преимуществ, рассматриваются и риски, связанные с этикой и избыточной цифровизацией. Статья завершается рекомендациями по эффективному и ответственному использованию технологий ИИ в языковом образовании.

Сведения об авторе

Д.С. Абдуллина, Университет «Мирас», Шымкент, Казахстан

 

 

Библиографические ссылки

1. Shingareva M.Yu. Satisfaction of teachers and students with the implementation of digital educational resources for learning English / Dulaty University Bulletin, 2024, №1. PP.42-49

2. Brown, H. D. (2006). Principles of Language Learning and Teaching. Pearson Education. — PP. 113–125.

3. Cullen Brian. NeuroEFL: Incorporating the Findings of Neuroscience into EFL. Materials Between the Keys, 2013.

4. Pliatsikas, C. (2019). Understanding structural plasticity in the bilingual brain: The Dynamic Restructuring Model. Bilingualism: Language and Cognition, 23(2), PP. 459–471.

5. Tammy Gregersen, Sarah Mercer (2022). The Routledge Handbook of the Psychology of Language Learning and Teaching. Routledge. — PP. 198–205.

6. Immordino-Yang, M. H., & Damasio, A. (2007). We Feel, Therefore We Learn: The Relevance of Affective and Social Neuroscience to Education// Mind, Brain, and Education, 1(1),3-10 https://www.researchgate.net/publication/227624589_We_Feel_Therefore_We_Learn_The_Relevance_of_Affective_and_Social_Neuroscience_to_Education

7. Ebbinghaus, H. (1913). Memory: A Contribution to Experimental Psychology. New York: Teachers College, Columbia University. — PP. 71–84.

8. Lakhina V.V. (2020). Nejropsikhologicheskie aspekty izucheniya inostrannykh yazykov. [Neuropsychological Aspects of Foreign Language Learning] Inostrannye yazyki v shkole, №2, S. 3–8. [in Russian]

9. Kinzher Yu.K. (2025). Iskusstvennyy intellekt i obuchenie: novye gorizonty dlya pedagogiki. [Neuropsychological Aspects of Foreign Language Learning] MIR NAUKI, KULTURY, OBRAZOVANIYA, № 2 (111), 2025, S. 327–329. [in Russian]

10. Jacopo Vigna-Taglianti (2024). AI-Generated Images as a Teaching Tool in Foreign Language Acquisition // Technology and Language. Technologies in the Infosphere, 2024. 5(3). 85-105

11. Duolingo. (2023). How Duolingo uses AI to personalize learning. https://duolingoguides.com/how-duolingo-use-ai/

12. Kelly Curtis. The Brain Studies Boom: Using Neuroscience in ESL/EFL Teacher Training, 2017. 10.1007/978-3-319-51789-6_5.

13. Davidson Richard J., McEwen Bruce S. Social influences on neuroplasticity: stress and interventions to promote well-being. Nature Neuroscience. 15 (5): 689–695. (15 April 2012). doi:10.1038/nn.3093.

14. OECD Understanding the Brain: Towards a New Learning Science. OECD Editors, 2002.

15. Nurkova V.V. Pamyat'. Obshchaya psikhologiya [ Memory. General Psychology]: v 7 t. / pod red. B.S. Bratusya. T. 3. Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2006. S. 100. 318 s. ISBN 5-7695-2420-0. [in Russian]

16. Huttenlocher P.R., Dabholkar A.S. Regional differences in synaptogenesis in human cerebral cortex (Eng.). The Journal of Comparative Neurology (Eng.)Rus. journal, 1997. Vol. 387. № 2.P. 167—178.

Опубликована онлайн

2025-09-30

Выпуск

Раздел

Педагогические науки
Loading...