ИЗУЧЕНИЕ CМЫСЛОЖИЗНЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТУСАМИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

ИЗУЧЕНИЕ CМЫСЛОЖИЗНЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТУСАМИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.55956/ZQKP8126

Ключевые слова:

смысложизненная ориентация, социальный статус, статус в социальной сети, социальная сеть Инстаграм, молодежь, социализация

Аннотация

Статья посвящена актуальной теме, направленной на изучение влияния социальных сетей на формирование ценностных ориентаций и смысложизненной ориентации современных молодежи. В данной статье представлены результаты изучения жизненных ориентаций и их структурного значения «статусов» студентов в социальной сети «Instagram»; рассмотрены сходства и различия в жизненных ориентациях девушек и юношей и особенности выбора их статусов в социальной сети в соответствии со структурным смыслом. На основе исследовательской работы были выявлены существенные различия в студенческих группах по шкале «Жизненные цели» и «Локус контроля – Я» на основе шкалы «Жизненные ориентиры». Согласно результатам исследования, девушки по сравнению с юношами – считают свою жизнь значимой, планируют свое будущее, считают себя хозяевами своей жизни. А юноши – на сравнительно небольшом уровне определяют смыслы своей жизни и не склонны ставить цели на будущее, а также считают, что реализация цели зависит от них в слишком малых количествах. В статье представлен корреляционный анализ взаимосвязи статусов в социальных сетях со смысловой стороной жизненных ориентиров. Было обнаружено, что молодые люди, выбирающие статус «Стремление к лидерству/авторитету», имеют более низкий уровень жизненного контекста, их будущие цели зависят от более высокого авторитета и лидерства, следовательно, имеют более низкий уровень уверенности в себе. Исследование показало, что юноши не готовы брать на себя высокую ответственность за выбор цели, хотя часто выбирают статус, означающий «Ценность дружбы/эмпатия». Юноши и девушки, выбравшие статус «Любовь/любимый человек», тесно связывают жизненный процесс, его эффективность с любимым человеком, отношения с ним. Девушки, выбравшие статус «Стремления к материальной независимости», являются полноправными хозяевами своей жизни, могут строить свою жизнь по своему усмотрению, а в дальнейшем их цели связаны с материальной независимостью.

Библиографические ссылки

1. Хайбулаева, А.Г. Динамика ценностных и смысложизненных ориентаций молодежи в полиэтнической образовательной среде [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук / А.Г. Хайбулаева. – Махачкала: Дагестанский гос. Ун-т, 2015. – 24 с.

2. Насраддин, Е.М. Структура и динамика ценностно-смысложизненных ориентаций студентов педагогического вуза (на материале Салахаддин и Дахук университета Курдистана – Ирака) [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук / Е.М.Насраддин – Москва: Московский педагогический гос. ун-т, 2010. – 28 с.

3. Осипов, Ф.М. Формирование профессионально значимых смысложизненных ориентаций будущих психологов [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук / Ф.М. Осипов – Нижний Новгород, 2015. – 25 с.

4. Кленова, М.А. Смысложизненные ориентации и социальное самочувствие молодежи [Текст] М.А. Кленова // Известия Саратовского ун-та. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2016. № С. 79–84.

5. Князева, Т.Н. Особенности ценностных и смысложизненных ориентаций студентов-будущих психологов [Текст] / Т.Н. Князева, А.Р. Масалимова, М.Б. Батюка // Вестник Мининского университета. 2016. №2. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/216 (дата обращения: 06.01.2023).

6. Михайлюк, А.Н. Особенности смысложизненных ориентаций молодых людей – представителей различных неформальных объединений [Текст] / А.Н. Михайлюк // Саратовский психологический вестник. 2010. №3. С. 26–30.

7. Мальгина, А.В. Смысложизненные ориентации в разных жизненных ситуациях [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук / А.В. Мальгина. – Санкт-Петербург, 2015. – 26 с.

8. Безбогова, М.С. Социальные сети как фактор формирования социальных установок современной молодежи [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук / М.С. Безбогова. – Москва, 2017. – 25 с.

9. Шаповаленко, А.А. Психологическая суверенность личности в интернет-среде (на примере студентов-участников социальной сети Инстаргам) [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук / А.А. Шаповаленко. – Москва, 2016. – 25 с.

10. Загутин, Д.С. Влияние социальных сетей на социализацию молодежи: интенсивность, уровни, последствия [Текст] / Д.С. Загутин, А.А.Степанова // Образование. Наука. Инновации. 2015. №1 (39). С. 111–116.

11. Самсонова, Н.Н. Взаимосвязь интернет-коммуникаций и социального поведения молодежи[Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук / Н.Н. Самсонова. – Москва, 2018. – 27 с.

12. Вебер, М. Основные понятия стратификации [Текст] / М.Вебер // Социологические исследования, 1994. № 5. – С. 147–156. Режим доступа: http://www.umk.virmk.ru/study/UDISCIPLINA/U-posob/Veber_2.htm.

13. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с. (Серия «Мастера психологии»).

14. Marwick, A. Status Update – celebrity, publicity and branding in the social media. L., Yale University Press, 2013. Р.126.

15. Мерзлякова, В.Н. Репрезентация статуса пользователей социальных сетей – язык, опыт, стратегии [Текст] / В.Н. Мерзлякова // Вестник РГГУ. Серия: история. Филология. Культурология. Востоковедение. 2016. № 2 (11). С. 148–157.

16. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) [Текст] / Д.А. Леонтьев – 2-е изд. – М.: Смысл, Серия: Психодиагностическая серия, 2006. – 22 с.

Опубликована онлайн

2025-07-08 — Обновлена 2025-07-11

Версии

Выпуск

Раздел

Психологические науки
Loading...