ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В КОНТЕКСТЕ ДИССЕРТАЦИИ
DOI:
https://doi.org/10.55956/SIYN3531Ключевые слова:
системный подход, метапознание, метакогнитивные навыки, смешанное обучение, развитиеАннотация
Системный подход распространен в педагогических исследованиях и каждый из случаев его применения в той или иной научной работе является уникальным. Кроме того, проведенный обзор литературы не выявил конкретных работ о системном подходе в рамках нашей тематики. В связи с этим, в статье осуществлен теоретический анализ применения системного подхода в контексте научной работы «Развитие метакогнитивных навыков студентов в условиях смешанного обучения». В качестве метода нами применен пошаговый алгоритм: цель использования подхода; целостность объекта как системы; структура объектов; связь компонентов; функции компонентов; анализ связи системы с внешней средой. Результатом является выявление значимых деталей как о метапознании в целом, так и его применимости в контексте смешанного обучения, вкупе с аналитическим обоснованием использования системного подхода. После проведенной работы над алгоритмом, нами рекомендуется поэтапная «расшифровка» последовательностей, представленных в теоретических статьях так как, это во многом упрощает аналитический процесс, позволяет обратить внимание на новые факты, получить новый поток мыслей в ходе реализации той или иной научной работы.
Библиографические ссылки
References
1. Checkland P. Rethinking a systems approach. – In: Tomlinson, R., Kiss, I. (eds.). Rethinking the Process of Operational Research & Systems Analysis. – Oxford: Pergamon Press, 1984. – P. 43–60. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/B978008030830250009X
2. Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода [Текст] / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. – М.: Наука, 1973. – С. 267.
3. Кудж С.А. Системный подход в диссертационных исследованиях [Текст] / С.А. Кудж, В.Я. Цветков // Перспективы науки и образования. – 2014. – №9(3). – С.26–32. – Доступно по адресу: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-v-dissertatsionnyh-issledovaniyah4.
4. Савиных В.П. Системность в диссертационных исследованиях [Текст] / В.П. Савиных // Образовательные ресурсы и технологии. – 2015. – №2(10). – С.92–98. – Доступно по адресу: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnost-v-dissertatsionnyh-issledovaniyah
5. Ломов Б.Ф. Системный подход и проблема детерминизма в психологии [Текст] // Психологический журнал. – 1989. – Т.10, №4. – С.19–33. – Доступно по адресу: https://www.ipras.ru/engine/documents/document12436.pdf
6. Беломестнова Н.В. Системный подход в психологии [Текст] // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2005. – №1(10-1). – С.43–54. – Доступно по адресу: https://vestnik.osu.ru/2005_10/8.pdf
7. Kinsella W., Senior J. Developing inclusive schools: a systemic approach // International Journal of Inclusive Education, 2008. 12(5–6). P. 651–665. Available at: https://doi.org/10.1080/13603110802377698
8. Гарькина И.А. Системный подход к повышению качества образования [Текст] / И.А. Гарькина, А.М. Данилов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2013. – Т.19, №4. – С.4–7. – Доступно по адресу: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-k-povysheniyu-kachestva-obrazovaniya
9. Абаскалова Н.П., Зверкова А.Ю. Научный обзор: системный подход в педагогике здоровья [Текст] // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – №2. – С.5–24. – Доступно по адресу: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1480
10. Шарипов Ф.Ф. Системный подход к информатизации педагогического процесса вуза [Текст] // Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании. – 2017. – С.137–140. – Доступно по адресу: https://zdorovie-seti.moy.su/B/churkina.pdf
11. Максименко С.Д., Шрагина Л.И. Личность как метасистемный феномен в контексте метакогнитивной психологии // Фундаментальные и прикладные исследования в практиках ведущих научных школ. – 2016. – №2(14). – С.14. – Доступно по адресу: http://fund-issled-intern.esrae.ru/pdf/2016/2(14)/293.pdfop.edu.ua
12. Ганзен В.А. Системные описания в психологии – Л.: ЛГУ, 1984. – 176 с.
13. Bhaskar V., Lajwanti D. Role of Systems Approach in Education // Journal of Education and Practice, 2019. 10(23). P. 104–110. Available at: https://doi.org/10.7176/JEP/10-23-15
14. Фомин А.Е. Метакогнитивный мониторинг решения учебных задач: психологические механизмы и условия развития в образовательном процессе. М., 2019. – 434 с.
15. Flavell J.H. Metacognition and cognitive monitoring: A new area of cognitive-developmental inquiry // American Psychologist, 1979. 34(10). P. 906–911. Available at: https://doi.org/10.1037/0003-066X.34.10.906
16. Schraw G., Moshman D. Metacognitive Theories // Educational Psychology Review, 1995. 7(4). P. 351–371. Available at: https://doi.org/10.1007/BF02212307
17. Карпович И.А., Королева Ю.В. Анализ влияния дистанционного обучения на метакогнитивную саморегуляцию студентов технического вуза (на примере дисциплины Иностранный язык) [Текст] // Вопросы методики преподавания в вузе. – 2020. – №35. – С.18–29. – Доступно по адресу: https://doi.org/10.18720/HUM/ISSN2227-8591.35.02
18. Ляшенко А.А. Модели смешанного обучения: потенциал личностной ориентированности [Текст] // The Scientific Heritage. – 2021. – Т.3, №61. – С.9–13. – Доступно по адресу: https://doi.org/10.53656/ts.2021.03.61.02
19. Ramirez-Arellano A., Bory-Reyes J., Hernández-Simón L.M. Emotions, motivation, cognitive–metacognitive strategies, and behavior as predictors of learning performance in blended learning // Journal of Educational Computing Research, 2019. 57(2). P. 491–512. Available at: https://doi.org/10.1177/0735633118797781
20. Майкова, В.П. Горбунов В.С., Наместникова И.В. Системный подход как основа научной методологии [Текст] // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. – 2019. – №1. – С.148–158. – Доступно по адресу: https://doi.org/10.18384/2310-7209-2019-1-148-158
Загрузки
Опубликована онлайн
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Үміт Мәлік (Автор)

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
