ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ЯЗЫКОВОГО ОБУЧЕНИЯ
DOI:
https://doi.org/10.55956/TMVC2697Ключевые слова:
искусственный интеллект, персонализация обучения, языковое образование, адаптивные технологии, интеллектуальные системы, машинное обучение, образовательные платформы, распознавание речи, индивидуальный подходАннотация
Статья посвящена использованию искусственного интеллекта (ИИ) для персонализации процесса обучения иностранным языкам. В работе анализируются современные технологии ИИ, включая адаптивные образовательные платформы, системы обработки естественного языка и голосовые ассистенты. Подчёркивается, что ИИ позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся — уровень знаний, стиль восприятия информации и темп обучения. С помощью алгоритмов машинного обучения и анализа больших данных такие системы формируют персонализированные задания, отслеживают прогресс и предоставляют своевременную обратную связь. Это способствует повышению мотивации, вовлечённости и эффективности учебного процесса. В статье также рассматриваются этические аспекты применения ИИ: защита персональных данных, прозрачность алгоритмов и необходимость сохранения роли преподавателя как наставника. Авторы делают вывод, что ИИ не заменяет человека в обучении, а усиливает возможности преподавателя, помогая реализовать индивидуальный подход и создавая более гибкую и эффективную языковую среду для каждого ученика.
Библиографические ссылки
1.Shingareva M.Yu. Satisfaction of teachers and students with the implementation of digital educational resources for learning English / Dulaty University Bulletin, 2024, №1. PP.42-49
2. Gafarov F. M., Galimyanov A. F. Iskusstvennye nejronnye seti i prilozheniya [Artificial neural networks and applications]: ucheb. posobie. Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 2018. 121 s. [in Russian]
3. Personalizirovannaya model' obrazovaniya s ispol'zovaniem cifrovoj platformy[A personalized education model using a digital platform]: metod. posobie / D. S. Ermakov [i dr.]; pod red. E. I. Kazakovoj. [in Russian] М., 2020. URL: https://vbudushee.ru/upload/lib/ %D0%9F%D0%9C%D0%9E.pdf
4. Minyazova E. R. «Bol'shie dannye» i personalizirovannoe obuchenie ["Big data" and personalized learning]// Vysshee obrazovanie segodnya. 2022. № 5–6. С. 41–45. DOI: 10.18137/RNU.HET. 22.05-06. P.041. EDN CPLGXK. [in Russian]
5. Iskusstvennyj intellekt v obrazovanii: Izmenenie tempov obucheniya. Analiticheskaya zapiska IITO YuNESKO [Artificial intelligence in education: Changing the pace of learning. Analytical note by UNESCO IITE]/ S. Daggen; red. S. Yu. Knyazeva; per. s angl.: A. V. Parshakova. M.: In-t YuNESKO po informacionnym tekhnologiyam v obrazovanii,2020. URL: https:// iite.unesco.org/wp-content/uploads/2020/12/Steven_Duggan_AI-in Education _2020_RUS.pdf. [in Russian]
6. Toktarova V. I., Shashkov O. V., Popova O. G. Tekhnologii nejronnyh setej v personalizacii elektronnogo obucheniya studentov [Neural network technologies in the personalization of e-learning for students]// Pedagogicheskaya informatika. 2021. № 3. S. 106‒120. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=46696847. [in Russian]
7.Rana Khudhair Abbas Ahmed. Artificial Neural Networks in E-Learning Personalization: A Review // International Journal of Intelligent Information Systems. 2016. Vol. 5. No. 6. Pp. 104‒108. DOI: https://doi.org/10.11648/j.ijiis.20160506.14
8. Pyrnova O. A., Zaripova R. S. Tekhnologii iskusstvennogo intellekta v obrazovanii [Artificial intelligence technologies in education] // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. № 10 (3). С. 41‒44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-iskusstvennogo-intellekta-v-obrazovanii [in Russian]
9. Burnyashov B.A. Personalizaciya kak mirovoj trend obucheniya v uchrezhdeniyah vysshego obrazovaniya [Elektronnyj resurs][ Personalization as a global trend in higher education institutions] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2017. №1. S. 90. [in Russian]
10. Paskova A.A. Mobil'noe obuchenie v vysshem obrazovanii: tekhnologii BYOD [Mobile Learning in Higher Education: BYOD technologies] // Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. 2018. Vyp. 4. S. 98-105. [in Russian]
11. Vajnshtejn Yu.V., Esin R.V. Personalizaciya obrazovatel'nogo processa v elektronnoj obrazovatel'noj srede [Elektronnyj resurs] [Personalization of the educational process in an electronic educational environment]// Elektronnoe obuchenie v nepreryvnom obrazovanii. 2017. №1. S. 54-59. [in Russian]
12. Starodubcev V.A. Personalizaciya virtual'noj obrazovatel'noj sredy [Elektronnyj resurs] [Personalization of the virtual educational environment]// Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015. №7. S. 24 29. [in Russian]
13. Hughes D. What Will Personalized Education Look Like in 2020? [Элек тронный ресурс] // Digital marketing institute. URLhttps:// digitalmarketinginstitute.com/blog/what-will-personalized-education-look-like- in-2020-education
14. Dhonson M. Personalization Is the Key to Transforming Education [Элек тронный ресурс] // National Review. 2018. URL: https://www.nationalreview.com/2018/04/education-technology-personalized-learning- better-results
15. Kotlyarova, I.O. Tekhnologii iskusstvennogo intellekta v obrazovanii [Artificial intelligence technologies in education]// Vestnik YuUrGU. Seriya «Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki». – 2022. – T. 14. – № 3. – S. 69–82. DOI: 10.14529/ped220307
16. Personalizaciya obrazovaniya: chto eto takoe. [Personalization of education: what is it.] –https://skillbox.ru/media/education/chto-takoe-personalizatsiya-obrazovaniya/
Загрузки
Опубликована онлайн
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Замира Тасанбаева (Автор)

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
