ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ЯЗЫКОВОГО ОБУЧЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ЯЗЫКОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.55956/TMVC2697

Ключевые слова:

искусственный интеллект, персонализация обучения, языковое образование, адаптивные технологии, интеллектуальные системы, машинное обучение, образовательные платформы, распознавание речи, индивидуальный подход

Аннотация

Статья посвящена использованию искусственного интеллекта (ИИ) для персонализации процесса обучения иностранным языкам. В работе анализируются современные технологии ИИ, включая адаптивные образовательные платформы, системы обработки естественного языка и голосовые ассистенты. Подчёркивается, что ИИ позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся — уровень знаний, стиль восприятия информации и темп обучения. С помощью алгоритмов машинного обучения и анализа больших данных такие системы формируют персонализированные задания, отслеживают прогресс и предоставляют своевременную обратную связь. Это способствует повышению мотивации, вовлечённости и эффективности учебного процесса. В статье также рассматриваются этические аспекты применения ИИ: защита персональных данных, прозрачность алгоритмов и необходимость сохранения роли преподавателя как наставника. Авторы делают вывод, что ИИ не заменяет человека в обучении, а усиливает возможности преподавателя, помогая реализовать индивидуальный подход и создавая более гибкую и эффективную языковую среду для каждого ученика.

Библиографические ссылки

1.Shingareva M.Yu. Satisfaction of teachers and students with the implementation of digital educational resources for learning English / Dulaty University Bulletin, 2024, №1. PP.42-49

2. Gafarov F. M., Galimyanov A. F. Iskusstvennye nejronnye seti i prilozheniya [Artificial neural networks and applications]: ucheb. posobie. Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 2018. 121 s. [in Russian]

3. Personalizirovannaya model' obrazovaniya s ispol'zovaniem cifrovoj platformy[A personalized education model using a digital platform]: metod. posobie / D. S. Ermakov [i dr.]; pod red. E. I. Kazakovoj. [in Russian] М., 2020. URL: https://vbudushee.ru/upload/lib/ %D0%9F%D0%9C%D0%9E.pdf

4. Minyazova E. R. «Bol'shie dannye» i personalizirovannoe obuchenie ["Big data" and personalized learning]// Vysshee obrazovanie segodnya. 2022. № 5–6. С. 41–45. DOI: 10.18137/RNU.HET. 22.05-06. P.041. EDN CPLGXK. [in Russian]

5. Iskusstvennyj intellekt v obrazovanii: Izmenenie tempov obucheniya. Analiticheskaya zapiska IITO YuNESKO [Artificial intelligence in education: Changing the pace of learning. Analytical note by UNESCO IITE]/ S. Daggen; red. S. Yu. Knyazeva; per. s angl.: A. V. Parshakova. M.: In-t YuNESKO po informacionnym tekhnologiyam v obrazovanii,2020. URL: https:// iite.unesco.org/wp-content/uploads/2020/12/Steven_Duggan_AI-in Education _2020_RUS.pdf. [in Russian]

6. Toktarova V. I., Shashkov O. V., Popova O. G. Tekhnologii nejronnyh setej v personalizacii elektronnogo obucheniya studentov [Neural network technologies in the personalization of e-learning for students]// Pedagogicheskaya informatika. 2021. № 3. S. 106‒120. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=46696847. [in Russian]

7.Rana Khudhair Abbas Ahmed. Artificial Neural Networks in E-Learning Personalization: A Review // International Journal of Intelligent Information Systems. 2016. Vol. 5. No. 6. Pp. 104‒108. DOI: https://doi.org/10.11648/j.ijiis.20160506.14

8. Pyrnova O. A., Zaripova R. S. Tekhnologii iskusstvennogo intellekta v obrazovanii [Artificial intelligence technologies in education] // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. № 10 (3). С. 41‒44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-iskusstvennogo-intellekta-v-obrazovanii [in Russian]

9. Burnyashov B.A. Personalizaciya kak mirovoj trend obucheniya v uchrezhdeniyah vysshego obrazovaniya [Elektronnyj resurs][ Personalization as a global trend in higher education institutions] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2017. №1. S. 90. [in Russian]

10. Paskova A.A. Mobil'noe obuchenie v vysshem obrazovanii: tekhnologii BYOD [Mobile Learning in Higher Education: BYOD technologies] // Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. 2018. Vyp. 4. S. 98-105. [in Russian]

11. Vajnshtejn Yu.V., Esin R.V. Personalizaciya obrazovatel'nogo processa v elektronnoj obrazovatel'noj srede [Elektronnyj resurs] [Personalization of the educational process in an electronic educational environment]// Elektronnoe obuchenie v nepreryvnom obrazovanii. 2017. №1. S. 54-59. [in Russian]

12. Starodubcev V.A. Personalizaciya virtual'noj obrazovatel'noj sredy [Elektronnyj resurs] [Personalization of the virtual educational environment]// Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015. №7. S. 24 29. [in Russian]

13. Hughes D. What Will Personalized Education Look Like in 2020? [Элек тронный ресурс] // Digital marketing institute. URLhttps:// digitalmarketinginstitute.com/blog/what-will-personalized-education-look-like- in-2020-education

14. Dhonson M. Personalization Is the Key to Transforming Education [Элек тронный ресурс] // National Review. 2018. URL: https://www.nationalreview.com/2018/04/education-technology-personalized-learning- better-results

15. Kotlyarova, I.O. Tekhnologii iskusstvennogo intellekta v obrazovanii [Artificial intelligence technologies in education]// Vestnik YuUrGU. Seriya «Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki». – 2022. – T. 14. – № 3. – S. 69–82. DOI: 10.14529/ped220307

16. Personalizaciya obrazovaniya: chto eto takoe. [Personalization of education: what is it.] –https://skillbox.ru/media/education/chto-takoe-personalizatsiya-obrazovaniya/

Опубликована онлайн

2025-09-30

Выпуск

Раздел

Педагогические науки
Loading...